Устройство ЗИЛ-133
Отличные эксплуатационные характеристики всех модификаций автомобилей ЗИЛ-133 определяются их конструктивными особенностями.
Интересно! Технические характеристики грузового автомобиля ГАЗ 66
Трансмиссия
Клапан в пневмомеханическом приводе переключения передач в грузовиках ЗИЛ-133 связывается в сцеплении с толкателем усилителя. Эта конструктивная особенность машин позволяет шоферу, не притрагиваясь к педалям, выбрать необходимую передачу в делителе и затем включать ее в определенный момент, просто выжав сцепление. При движении по местности со сложными условиями такая особенность ЗИЛ-133 может быть очень полезной.
Тормоза
Тормозная система 133-й модели состоит из 4 частей:
- рабочей системы — главные воздушные тормоза;
- тормозов, используемых на стоянках;
- системы вспомогательной — используется при частых торможениях для уменьшения нагрузки на главные тормоза;
- запасной системы — предусмотрена на случай отказа рабочей.
Основные тормоза у ЗИЛ 133-й серии барабанного типа.
Подвеска и шасси
Рама автомобилей конструктивно включает в себя два штампованных лонжерона, соединенных поперечинами. Ее жесткость обеспечивается особой конструкцией 1, 4 и 5 соединений. На поперечинах установлены:
- на 1 — опоры мотора;
- на 5 — тяглово-сцепное устройство.
Четвертое соединение представляет собой 2 одинаковые половины швеллерного типа. Обе подвески колес у машин зависимые. На колесах впереди установлены амортизаторы-телескопы и полуэллиптические рессоры. На задних — подвеска со шлангами реактивными балансирная на полуэллиптических рессорах.
Кабина
В кабине 133-х ЗИЛов, помимо шофера, может разместиться еще два пассажира. Кабина у конструкторов для своего времени получилась достаточно удобной для находящихся в ней людей. Несколько вентиляционных люков внутри отвечают за проветривание. Лобовое стекло дает отличный обзор как самой дороги, так и обочин.
Модификации
ЗИЛ 133 имеет большое количество различных модификаций. Однако не все они пошли в серийное производство. Полный список включает следующее:
Модификация ЗИЛ 133Г.
Является дальнейшим развитием базы 133-го ЗИЛа. Имеет удлиненную колесную базу. Комплектовался цистерной и платформой с двумя бортами;
Модификация ЗИЛ 133Г1.
Является унифицированной модификацией предыдущей версии. В отличие от этого, у него уже есть два топливных бака и три борта. Максимальная грузоподъемность осталась прежней, то есть 8000 килограммов;
Модификация ЗИЛ 133Г2.
Является улучшенной версией предыдущей модификации. Максимальная грузоподъемность увеличена до 10 000 кг. Под капотом устанавливался бензиновый V-образный восьмицилиндровый силовой агрегат максимальной мощностью 150 лошадиных сил и пятиступенчатая механическая коробка передач. На конвейере эта модификация продержалась с 1977 по 1979 год;
Модификация ЗИЛ 133Д1.
Это специальное шасси с укороченной колесной базой. Предназначен для создания самосвалов. Отличается более упрощенной конструкцией;
Модификация ЗИЛ 133ГЯ.
Это дизельная версия модификации ЗИЛ 133Г2. Под капотом устанавливался дизельный двигатель КамАЗ-740. Версия выпускалась с 1979 по 1992 год;
Модификация ЗИЛ 133ВЯ.
Это грузовик тракторного типа. У него более короткая колесная база, поэтому он также использовался для создания самосвалов. Модель оснащалась дизельной силовой установкой КамАЗ-740. Версия выпускалась с 1979 по 1992 год;
Модификация ЗИЛ Э133ВЯТ.
Это грузовик тракторного типа. Модель оснащалась двигателем КамАЗ-7403 с максимальной выходной мощностью 260 лошадиных сил. Используемый силовой агрегат турбированный. Версия так и не поступила в серийное производство;
Модификация ЗИЛ 133Г40.
Является дальнейшим развитием модели ЗИЛ 133ГЯ. Имеет кабину модели 4331 и различные двигатели, в том числе ЗИЛ-6454, ЗИЛ-645 и Caterpillar 3116. Версия выпускалась с 1992 по 1999 год;
Модификация ЗИЛ 133Г42.
Это специальное шасси, предназначенное для установки автокрана. Имеет кабину модели 4331 и двигатель ЗИЛ-6454. Версия выпускалась с 1992 по 1999 год;
Модификация ЗИЛ 133Д42.
Это специальное шасси, предназначенное для создания самосвалов. Комплектовался кабиной модели 4331 и силовым агрегатом марки ЗИЛ-645. Версия выпускалась с 1992 по 1999 год;
Модификация ЗИЛ 13305А.
Это грузовик тракторного типа. У него удлиненная кабина, заимствованная у моделей 4331, и двигатель ЗИЛ-6454. Версия выпускалась с 1992 по 1999 год;
Модификация ЗИЛ 133Г2А.
Является модифицированной версией модели ЗИЛ 133Г2. Отличается наличием кабины модели 4331 и установленным двигателем. В нем используется карбюраторный двигатель марки ЗИЛ-508.10. Версия выпускалась с 1993 по 1995 год;
Модификация ЗИЛ 133Г2Б.
Это специальное шасси с кабиной модели 4331 и карбюраторным силовым агрегатом марки ЗИЛ-508.10. Версия выпускалась с 1993 по 1995 год;
Модификация ЗИЛ 133Д52.
Это специальное шасси, предназначенное для создания самосвалов. Имеет кабину модели 4331 и двигатель ЗИЛ-508.10. Версия выпускалась с 1993 по 1995 год.
Кабина и кузов
Кабина взята с родительской версии «130». Инженеры провели лишь некоторый рестайл и немного приподняли оную. Передний бампер так и остался белым, а основная часть кабины встречается во множестве цветовых различий.
Над радиаторной решеткой красуется аббревиатура производителя «ЗиЛ». Под решеткой расположены крюки для буксировки при помощи троса. На крыше корпуса имеются габаритные огни, также по бокам — традиционные повторители поворота и основной свет спереди.
Внутри очень просторно. Мест три – водительское и совмещенный пассажирский диванчик. Удобное панорамное стекло дает хороший обзор, даже несмотря на носовое расположение двигателя.
Внутри все сделано для удобства водителя — вентиляционные люки, правильное расположение зеркал заднего вида и другие элементы максимально упрощают рабочий процесс. Сидение рулевого регулируется по наклону и вылету, этого достаточно, чтобы настроить рабочее место человеку любой комплекции.
Все органы управления скопированы и вставлены из кабины «ЗИЛ-130». Благодаря этому водителю не нужно было привыкать к чему-то новому. Стоит учесть, что все осталось не только по-прежнему, но и сохранило надлежащее удобство.
Датчики измерения и другие информационные приборы даже сейчас трудно назвать устаревшими. Типичный «ЗИЛ-133», помимо полного снаряжения и загрузки, способен тянуть дополнительный прицеп.
Конструкция кузова состоит из дерева, в отдельных модификациях она сделана из металла. У представителей со средней базой откидываются только боковые борта, машины с удлинённой задней частью обладают откидывающимися стенками со всех трех сторон.
Для увеличения вектора назначений на кузов можно устанавливать тент при помощи специального каркаса. Вместо грузового отсека для представителей «133-х» разрабатывались и разрабатываются модули для решения задач как в сельском хозяйстве, так и в других сферах промышленности.
Удобно то, что заказать грузовик можно с пустым шасси и самостоятельно вмонтировать необходимую установку. Актуально для предприятий с узконаправленной деятельностью.
Описание технических характеристик автомобиля
Автомобиль можно отнести к разряду большегрузных. При собственном весе в 7,61 т он способен перевезти до 10 тонн груза.
ЗИЛ-133ГЯ имеет следующие габариты:
- длину 9,25 м;
- ширину 2,5 м;
- высоту 2,4 м;
- высоту погрузки 1,38 м.
Устанавливаются борта высотой 0,57 м, которые можно нарастить почти до метра. Клиренс у машины – 0,235 м.
Размеры ЗИЛ-133ГЯ
Моторный отсек
Грузовик стал первой моделью, на который производитель установил дизельный мотор с электрическим стартером. Им стал силовой агрегат КамАЗ-740, разработанный специально для автомобиля ЗИЛ-133ГЯ и имеющий жидкостную систему охлаждения.
Четырехтактный двигатель обладает следующими особенностями:
Устройство двигателя КамАЗ-740
- расположением восьми цилиндров в “V”-образной форме;
- мощностью 210 л. с.;
- рабочим объемом 10,85 л;
- предельным крутящим моментом 650 Нм;
- весом 1,12 т.
Между цилиндрами осталось место для размещения газораспределительного механизма, ТНВД, насоса ГУР, воздушного компрессора.
Установленные для перекрывания выхода воздуха из цилиндров воздушные заслонки дают возможность при необходимости использовать торможение двигателем.
Тип трансмиссии
В грузовике установлена десятиступенчатая МКПП с делителем, который существенно упрощает процесс вождения
С помощью этого устройства появилась возможность повысить крутящий момент, что особенно важно для машин, эксплуатирующихся в тяжелых условиях
Крутящий момент от двигателя к коробке передач передается при помощи сухого двухдискового сцепления, которое оснащено гидроприводом. Узел размещен на маховике мотора, его закрывает картер, изготовленный единой деталью с корпусом коробки скоростей.
Состав тормозной системы
В автомобиле используется барабанный тип тормозных механизмов, имеющих двухконтурный пневматический привод. Система торможения ЗИЛ-133ГЯ оснащена четырьмя основными узлами:
- основными рабочими тормозами с раздельным торможением задних и передних колес;
- стояночным механизмом для обеспечения неподвижности транспортного средства при стоянке на уклоне или ровной поверхности;
- вспомогательной системой, снимающей определенную нагрузку с основной системы при частых торможениях и продлевающей ее ресурс;
- запасным элементом, который используется при аварийном торможении и отказе рабочего тормоза.
Контроль функционирования всех тормозных механизмов осуществляется при помощи звуковой и световой индикации.
Описание шасси и подвески
Трехосный автомобиль ЗИЛ-133ГЯ с колесным устройством 6х4 имеет два ведущих моста, которые соединены в единую тележку и установлены в задней части автомобиля. Рама грузовика представляет собой два штампованных лонжерона, соединенных посредством сварки с пятью поперечными балками. Основные нагрузки приходятся на первый, четвертый и пятый элементы, которые и обеспечивают жесткость конструкции.
Устройство подвески рассчитано на эксплуатацию автомобиля в сельской местности. Передняя зависимая конструкция устроена на полуэллиптических рессорах продольного типа и оборудована телескопическими амортизаторами. На задних колесах с помощью продольных полуэллиптических рессор с реактивными штангами установлена зависимая подвеска балансирного вида.
Рама модели ЗИЛ-133ГЯ
Технические характеристики
Большую популярность тягачу обеспечили высокие ТТХ. Снаряжённый вес составляет 8,6 тонн, а грузоподъёмность достигает десяти тонн. Возможна транспортировка прицепа, вес которого не больше 11,5 тонн. Максимальная скорость ЗиЛ-133 — 85 км/ч при разгоне до 60 км/ч за пять секунд. Мощности хватает для подъёма в гору с углом наклона до 25 градусов.
Двигатель ЗиЛ-133 — КамАЗ-740.10. Он развивает приемлемую для такого класса мощность, а расход топлива относит его к категории экономного транспорта. Трансмиссия представлена стандартной конструкцией: сцепление и коробка передач. Восемью шпильками крепятся колёса дискового вида. В устройство передней подвески включены полуэллиптические рессоры, а в устройство задней — рессорно-балансирные. Основная тормозная система выполнена по барабанному типу. Основные детали рулевого механизма — поршень-рейка и шариковая гайка.
При правильном подходе к эксплуатационному обслуживанию автомобиль прослужит долгие годы, не требуя дорогостоящего ремонта. Достаточно вовремя менять мелкие детали по истечению срока их службы. Даже после завершения выпуска этой модели, в магазинах запчастей для спецтехники можно найти необходимые детали в отличном состоянии. Для удобства пользователей комплектующие разбиты по категориям, которые относятся к тому или иному элементу грузовика.
К новому поколению относят ЗиЛ-133 ГЯ бортовой. Несмотря на сложность конструкции и увеличенную массу, он легко преодолевает грунтовые дороги и бездорожье. Сложность передвижения возникает в весенний и зимний периоды, когда грунтовая дорога представляет собой «грязевую кашу» или полностью занесена снежным покровом. Температурные условия не ограничивают использование машины: она показывает стабильную работу при температуре от -40 до +40 градусов по Цельсию.
Конструкция рамы ЗиЛ-133 практичная — она сделана из двух лонжеронов, которые скреплены между собой поперечинами. Высокая прочность рамы достигнута благодаря первой, четвёртой и пятой поперечин. Каждая поперечина выполняет определённые функции:
- Первая — носит на себе опору силовой установки, крыльев и облицовки радиатора;
- Вторая — включает в себя кронштейн и одну из промежуточных опор карданной передачи;
- Третья — носит на себе лонжероны рамы;
- Четвёртая — обе части швеллерного сечения;
- Пятая — предназначена для тягово-сцепного устройства.
- Длина — 9 метров;
- Ширина — 2,5 метра;
- Высота — 2,395 метра;
- Дорожный просвет — 25 сантиметров.
Устройство задней подвески сделано по балансирному типу. Такое конструкционное решение оптимально подходит под использование в деревнях и сёлах. Первые экземпляры выпускались с трёхступенчатой раздаточной коробкой. Когда ЗиЛ-133 прошёл процедуру улучшения, общая конструкция была изменена для упрощения ремонта в полевых условиях, а раздатка получила пять передач.
В кабине тягача может поместиться три человека — водитель и два пассажира. Кабина разрабатывалась для обеспечения комфортных рабочих условий и хорошего обзора дороги водителю. Вентиляционная система представлена в виде нескольких люков, которые отвечают за подачу свежего воздуха. Крепления кабины сделаны из высокопрочного материала, но их изъян кроется в заводской сборке — они плохо затягивались. Лобовое стекло даёт хороший обзор дороги и обочин, боковые зеркала позволяют контролировать зону, недоступную для прямого взгляда шофёра.
При средней скорости в 60 км/ч расход топлива составляет 36 литров на 100 километров. В своё время грузовик с таким показателем относили к классу экономичного транспорта. Шестилитровый двигатель развивает до 150 лошадиных сил. Так как авто относится к классу тягачей, предусмотрена возможность крепления прицепа. Для расширения функциональных возможностей владелец может транспортировать прицепы многих видов.
Технические характеристики ЗИЛ-133
Так как грузовик инженерам-конструкторам пришлось разрабатывать в ускоренном темпе, это не могло не повлиять на его качество. Первые автомобили значительно уступали по надёжности ЗИЛ-130, хотя по сравнению с первыми моделями КАМАЗ, они были достаточно качественными изделиями. Главной проблемой грузовиков, особенно тех, которые работали с большими грузами, была недостаточная мощность мотора.
Трансмиссия ЗИЛ-133 оснащалась пневмомеханическим приводом. Это позволяло двигаться по пересечённой местности с максимальными удобствами. Водитель мог сначала выбрать нужную передачу в делителе, после чего включить её простым нажатием на педаль сцепления.
Тормозная система ЗИЛ-133 была существенно переработана, так как для тяжелого грузовика стандартных тормозных систем недостаточно. Всю систему можно разделить на следующие категории:
- Основная рабочая тормозная система. Тормоза работают на сжатом воздухе. Задние и передние колёса имели раздельные системы торможения. Задействовать систему можно было педалью тормоза и специальным тормозным краном;
- Стояночный тормоз грузовика должен был обеспечить машине неподвижность не только на ровной поверхности, но и под уклоном, поэтому данная система работает за счёт пневматики. За счёт специальных энергоаккумуляторов задний мост удерживает колёса в неподвижном состоянии. Впрочем надёжность данной системы под большим вопросом, так как водители постоянно жаловались на низкий ресурс этих аккумуляторов;
- В дополнение к основной на ЗИЛ-133 устанавливалась и дополнительная тормозная система. Она помогала основным тормозам справиться с повышенной нагрузкой. Её работа заключается в использовании торможения двигателем. Работа данной системы приводит к значительному продлению ресурса основной тормозной системы;
- На ЗИЛ-133 устанавливалась и запасная система тормозов. Водители часто называли её «стоп-кран». Она работает за счёт использования крана ручника. Так как стояночный тормоз работает за счёт энергоаккумуляторов, то выход их из строя спровоцирует отказ сразу двух тормозных систем.
Общая информация
Первоначальная разработка транспорта имела статус опытного образца, поэтому серийное производство наладить не получилось. В первой половине 80-х годов прошлого столетия выпущена небольшая серия грузовиков. В последующие годы версия модернизировалась, адаптировалась под суровые условия российского бездорожья. В конечном итоге, транспорт получил удлинённую базу и кузов, усилия направили на освоения рынка специализированного транспорта.
Самой популярной модификацией стал автокран ЗиЛ-133. На шасси установили автокран КС-3575А. Грузоподъёмность техники составляла 10 тысяч килограмм. После выпуска первых экземпляров от потребителей поступили положительные отзывы, машина стала пользоваться широким спросом в народном хозяйстве. Автомобили, находящиеся в рабочем состоянии, несут службу на различных строительных объектах в наши дни. В зависимости от надстройки, длина стрелы может быть от 14,5 до 17 метров.
Основная характеристика — мощное авто с хорошей управляемостью, позволяющее довозить грузы и пассажиров в труднодоступные регионы страны. Основное преимущество — возможность установки специализированного оборудования. В версиях последних лет выпуска боковые борта состоят из трёх частей, каждая из которых открывается отдельно. В годы выпуска потребители могли заказывать грузовик с установленной платформой или без неё.
Элементы шасси и подвески
Рама рассматриваемого автомобиля состоит из пары штампованных лонжеронов. Между собой они соединяются при помощи специальных поперечин. Последние элементы весьма важны в общем поведении конструкции. Жесткость гарантируется особым строением соединений. Это довольно важный момент, поскольку на первой части монтируются опоры для силового агрегата и сопутствующих деталей, на третьей поперечине – лонжероны, четвертый элемент оборудован швеллерными половинками, пятая поперечина служит для установки тягово-сцепного приспособления.
Передние колеса ЗИЛ-133Г40 имеют зависимый узел подвески с продольными рессорами полуэллиптического вида и амортизаторами-телескопами. Аналог на задних колесах представляет собой зависимые балансиры с реактивными штангами и рессорами. Конструкция рамы – лонжеронная, штампованная, сварная конфигурация.
Грузовая платформа
В конструкции грузовой платформы, как и у многих других грузовиков того времени, используется дерево и металлический каркас. Некоторые модификации комплектовались полностью металлической грузовой платформой. Версии, использующие среднюю колесную базу, обладают откидными боковыми бортами, в то время когда машины, имеющие удлиненную заднюю часть рамы, обладают бортами, которые могут откидываться со всех сторон.
В стандартном исполнении ЗИЛ 133 это бортовой грузовик. Однако для него предусмотрена установка тента, который монтировался на специальном каркасе. Таким образом, расширялась его сфера применения. Помимо этого существуют и другие варианты оснащения. К примеру, вместо стандартного бортового кузова здесь может быть установлено разнообразное оборудование, предназначенное для сельскохозяйственной и промышленной деятельности.
Стоит отметить, что на протяжении серийного производства, данный грузовик зачастую выпускался без какого-либо оборудования, в том числе и грузовой платформы. Этим в основном пользовались различные предприятия узкого профиля работы. На месте грузовик оснащался уже необходимым для выполнения тех или иных работ оборудованием.
Модификации ЗИЛ-133
В общей сложности на базе 133-х ЗИЛов на заводе Лихачева было разработано 17 модификаций. Это были самосвалы, тягачи и бортовые грузовые авто. Но большинство из этих машин не поступило на конвейер вообще или выпускалось мелкими сериями. Основными моделями грузовика, широко использовавшимися в народном хозяйстве, остались ЗИЛ-133Г1, Г1, ГЯ и Г40.
Интересно! Техосмотр 2022 для грузовых автомобилей — регламент
Модель 133Г1
Машина ЗИЛ-133Г1 имеет трехсекционные борта со стойками, установленными несимметрично. Для эксплуатации в качестве тягача она не предназначается. Поэтому машина оснащается не буксирным прибором а петлей самосвального шасси.
Технические характеристики модели 133Г1 | |
---|---|
двигатель | бензин, на 150 л/с |
цилиндры | 8 шт. |
рабочий объем | 5996 см³ |
КПП | механика, 5-ступенчатая, двухкамерная |
охлаждение | жидкостное |
Грузовик модели 133Г2
ЗИЛ-133Г2 — также бортовая машина с бензиновым двигателем. С 1981 г. авто выпускалось параллельно с Г1. Конструктивно модификации Г2 базировалась на дизельной модификации ГЯ, к тому времени уже разработанной, но еще не поступившей в производство.
У модели Г2 конструкторами была улучшена ходовая часть:
- на задней подвеске установлены усиленные рессоры;
- добавлена еще одна балка в платформе.
Также были внедрены:
- камеры тормозов с полезной поверхностью большей площади;
- широкоугольная вилка в карданном валу.
Машина 133ГЯ
Разработка дизельного варианта грузовика 133ГЯ началась уже в 1970 г. Однако выпуск его в производство неожиданно затянулся. Машина это была тяжелая, несущая же способность дорог в стране тогда была низкой. Тем не менее модель прошла межведомственные проверки и в конечном итоге была рекомендована к выпуску. Единственное, из-за повышенной нагрузки на ведущие оси, в отличие от предыдущих моделей, которые могли ездить по грунтовым дорогам, ЗИЛ-133ГЯ был предназначен для перевозок только по асфальту.
ЗИЛ-133Г40
От модификации ГЯ модернизированный ЗИЛ-133Г40 отличается улучшенными эксплуатационными и техническими характеристиками:
- мотор машины лучше запускается в зимнее время, благодаря наличию электрофакельного устройства;
- кабина грузовика отапливается.
Технические характеристики модели 133Г40 | |
---|---|
силовой агрегат | дизель, ЗИЛ645 на 185 л. с. |
объем | 8743 см³ |
КПП | механическая, 9 ступеней |
колесная база | 4610 мм |
Интересно! Какой двигатель на КамАЗе: лучшие модели и их характеристики
Устройство и технические характеристики
Модели ЗИЛ-133 по техническим характеристикам отличаются прочностью конструкции, вместительностью, маневренностью. Масса снаряженной машины составляет более 8 т, показатели грузоподъемности — до 10 т. Автомобили снабжаются прицепами вместимостью больше 11 т. Грузовая машина развивает скорость до 80-85 км/ч. Мощность двигателя позволяет пересекать возвышенности с углом наклона 25°.
Модели автомобиля снабжаются моторами:
- карбюраторным (от ЗИЛ-130, емкостью 6 л, мощностью до 150 л.с.);
- дизельным (от КамАЗ-740, вместимостью 10 л, мощностью 210 л.с.) и т.д.
Техника отличается экономичным потреблением топливной жидкости. Расход составляет 36 л бензина на 100 км. Затраты дизельного топлива для двигателей от КАМаза и ЗИЛа составляют 26,5 л и 23,7 л на 100 км.
Стандартные ТТХ автомобилей в длину составляют 9 м, в ширину — 2,5 м, в высоту — 2,395 м. Ширина дорожного просвета — 25 см. Рама машины состоит из 2 лонжеронов, соединенных поперечными перекладинами. Автомобиль снабжен пятиступенчатой передачей.
Грузовик ЗиЛ-133, технические характеристики, обзор модификаций автокран, тягач, бортовой, ЗиЛ-133 ГЯ, редуктор, мосты, двигатель и рама
29.04.2019
ЗиЛ-133 — популярный грузовой транспорт, выпускаемый в Советском Союзе и России. Серийный выпуск длился более 20 лет. Основное предназначение — сельскохозяйственная деятельность. Для перевозки грузов по пересеченной местности введена трёхосная конструкция.
Общая информация
Первоначальная разработка транспорта имела статус опытного образца, поэтому серийное производство наладить не получилось. В первой половине 80-х годов прошлого столетия выпущена небольшая серия грузовиков. В последующие годы версия модернизировалась, адаптировалась под суровые условия российского бездорожья. В конечном итоге, транспорт получил удлинённую базу и кузов, усилия направили на освоения рынка специализированного транспорта.
Самой популярной модификацией стал автокран ЗиЛ-133. На шасси установили автокран КС-3575А. Грузоподъёмность техники составляла 10 тысяч килограмм. После выпуска первых экземпляров от потребителей поступили положительные отзывы, машина стала пользоваться широким спросом в народном хозяйстве. Автомобили, находящиеся в рабочем состоянии, несут службу на различных строительных объектах в наши дни. В зависимости от надстройки, длина стрелы может быть от 14,5 до 17 метров.
Тягач относится к классу бортовых грузовиков. В основу кузова легла деревянная платформа, прочность ей придаёт металлический каркас. Боковые и задний борта открываются для удобной погрузки. Устанавливаемый на металлическое основание тент, позволяет перевозить пассажиров в ненастную погоду.
Основная характеристика — мощное авто с хорошей управляемостью, позволяющее довозить грузы и пассажиров в труднодоступные регионы страны. Основное преимущество — возможность установки специализированного оборудования. В версиях последних лет выпуска боковые борта состоят из трёх частей, каждая из которых открывается отдельно. В годы выпуска потребители могли заказывать грузовик с установленной платформой или без неё.
Разновидности транспорта
На базе машины разработали не только ЗиЛ-133 кран, но и множество других модификаций:
- Б — Шасси с укороченной базой. В массовое производство не вошёл;
- В — седельный тягач, который производится мелкими сериями;
- Г — модернизированная версия длиннобазовой 133-й модели, которая получила один топливный бак и два боковых борта;
- Г1 — получила два топливных бака и три боковых борта;
- Г2 — грузоподъёмность базовой версии увеличена с 8 до 10 тонн;
- Д — самосвальное шасси с короткой базой;
- Д1 — упрощённая по конструкции модификация Д;
- 144Н — вариант для использования в сельском хозяйстве с односкатными арочными шинами;
- Зил-133 ГЯ — бензиновый мотор адаптирован под использование дизельного горючего;
- ВЯ — самосвальное шасси с укороченной базой, адаптированное под дизель;
- Э133ВЯТ — силовой агрегат дополнен турбонаддувом;
- Г40 — улучшенная версия ГЯ. Основное изменение — установлена кабина с комплекса 4331 и силовая установка ЗиЛ-6454;
- Г42 — шасси под установку кранового оборудования с кабиной 4331 и мотором ЗиЛ-6454;
- Д42 — самосвальное шасси с кабиной 4331 и двигателем ЗиЛ-645;
- 13305А — седельный тягач с кабиной 4331 увеличенной длины и силовым агрегатом ЗиЛ-6454;
- 133Г50 — улучшенная версия Г2, кабина заменена на 4331, а мотор на ЗиЛ-508 карбюраторного вида;
- 133Д2 — самосвальное шасси, получившее кабину 4331 и двигатель карбюраторного типа ЗиЛ-508;
- 451400 — установлен новый кузов НефАЗ;
- 630900 — модернизированная модель Г40, которая получила новую силовую установку ЯМЗ-236А;
- 640900 — седельный тягач с силовым агрегатом ЯМЗ-236А;
- 6309Н0 — улучшенный вариант 630900, мотор оптимизирован под экологические стандарты Евро-2;
- 6309Н2 — шасси для монтажа крана с двигателем Евро-2;
- 45222 — самосвальное шасси с мотором Евро-2;
- 630980 — улучшенная модификация 6309Н0 с кабиной ЗиЛ-433180, мотор адаптирован под экологические стандарты Евро-3.
Большое разнообразие видов тягача объясняется незначительными улучшениями дизайна и некоторых технических узлов. Большинство модификаций либо не дошли до серийного выпуска, либо выпущены маленькими партиями. Разработаны также машины специального назначения: пожарные цистерны и лестницы, бетоносмесители, фургоны, инкассаторский транспорт и многое другое.
Какой можно сделать вывод?
Автомобиль ЗиЛ-133 — надёжная машина, служащая своим владельцам годами. Люди, пользовавшиеся этим автомобилем и которые продолжают его эксплуатацию, отзываются о нём в хорошем тоне. Он редко ломается, легко обслуживается, расходует мало топлива. Основной недостаток — высокий уровень шума от двигателя и низкое качество отделочных материалов салона.