УСТРОЙСТВО ДЗ 18
Базовым трактором для бульдозера ДЗ 18 является Т 100МЗГП (последняя модель серии Т 100). В плане конструкции машины практически не отличаются. В передней части располагается двигатель, в задней части – кабина. Основные элементы техники устанавливаются на раму, имеющую коробчатое сечение.
Ходовая часть бульдозера имеет сложное строение и базируется на жесткой подвеске. Подобная структура характеризуется высоким ресурсом работы. Основным недостатком жесткой подвески является то, что в кабине ощущаются даже небольшие толчки и вибрации, возникающие в процессе эксплуатации. Ходовая часть также включает гусеничную тележку с балансирным грузом и гусеницами, состоящими из звеньев, соединенных классическим способом (пальцами и втулками). Особенностью гусеничной части являются специальные башмаки с профилем, увеличивающим проходимость техники. Установка цепи выполняется на опорные и поддерживающие катки и направляющие колеса с системой натяжения. Торможение выполняется бортовыми тормозами, поворот и разворот – гидравлическими сервомеханизмами. Подобная компоновка упрощает маневры и позволяет работать на ограниченном пространстве.
Характеристики ходовой части:
- ширина колеи – 1800 мм;
- длина поверхности соприкосновения гусениц с грунтом – 2300 мм.
ДЗ 18 комплектуется классической механической трансмиссией с реверсивной 3-ходовой коробкой передач, включающей 5 скоростей вперед и 4 скорости назад. Управление однодисковым сцеплением выполняется из кабины при помощи рычага и рычажно-кулачкового устройства. Муфта сцепления представлена отдельным узлом, что облегчает ее обслуживание и ремонт. Поворотные муфты – сухие многодисковые с ведомыми дисками, дополненными фрикционными накладками.
Предельная скорость движения:
- перемещение и разработка грунта – 8,8 км/час;
- транспортная скорость – 12,2 км/час;
- набор грунта и копание – 3,6 км/час.
Гидравлическая система базируется на 2 насосах НШ-46, которые отвечают за функционирование гидропривода. Максимальное давление предохранительного клапана – 100 кг/кв.см.
ДЗ 18 имеет стандартную кабину с минимальным набором удобств. Кабина устанавливается на жесткую раму. В салоне имеются отопитель, освещение и принудительная вентиляция. Рабочее место построено вокруг мягкого кресла, рядом с которым размещены рычаги и педали. Пульт управления отвечает за подъем и опускание отвала (переключатель «вверх – вниз»). Также присутствует режим «автомат».
Для автоматической стабилизации отвала используется система «Автоплан-1», позволяющая контролировать выбранный угол в продольном направлении, что улучшает характеристики техники. При выключенной системе бульдозер обычно используют в стандартных бульдозерных операциях, ее включение обеспечивает выполнение планировочных работ с максимальным качеством.
В настоящее время на рынке присутствуют только подержанные варианты бульдозеров ДЗ 18, поскольку их выпуск завершился. Стоимость б/у машин на ходу варьируется от 240 до 630 тысяч рублей в зависимости от состояния и года выпуска.
Технические характеристики бульдозеров
· длина отвала — до 5,550мм
· масса отвала — до 10т
· размеры отвала: ширина — до 6100 мм, высота — до 2200мм
· высота с козырьком — 2300мм
· подъем отвала — 1780мм
· заглубление отвала — 800мм
· расстояние перемещения породы — до 200 м
· мощность двигателя — до 386кВт
· масса — до 120 т
Отвалы бульдозеров оснащаются механизмами поворотов в плане, перекосов в поперечной плоскости, наклона вперёд—назад по ходу.
Бульдозеры с поворотным и неповоротным отвалами могут оснащаться системами комбинированного автоматического управления положением отвала, например, «Копир-Авто-план-10/ЛП» и «Комбиплан-10Л» на бульдозерах класса 10 ДЗ-110А.
Бульдозеры снабжаются сменным оборудованием (рыхлителями, откосниками, уширителями, открылками и др.), расширяющим область их применения и повышающим эффективность на отдельных работах.
Основные виды дополнительного сменного оборудования к бульдозерам с неповоротным отвалом
1 —трех (пяти) секционный сферический отвал; 2 — открылки; 3 — удлинители; 4 — передние и задние рыхлительные зубья; 5— ; кирка для взламывания асфальтовых покрытий; 6 — ножи для мерзлых грунтов; 7 — кусторезный нож; 8 — канавная наставка; 9 — отвал планировщика; 10 — откосник с жестким креплением и гидроуправляемый откосник-планировщик; 11 — передние и задние лыжи; 12 — отвальная приставка для работы от стенки; 13 — грузовые вилы; 14—подъемный крюк; 15 — снегоочиститель; 16 — толкающая плита; 17 — грабельный корчеватель.
Основные виды дополнительного сменного оборудования к бульдозерам с неповоротным отвалом
а — уширители, б — открылки, в — удлинители, г — передние и задние рыхлительные зубья, д — кирка для взламывания асфальта, е — ножи для разработки высокопрочных грунтов и наледей, ж — кусторезная приставка, з — канавная надставка, жесткий и и — гидроуправляемый откосник и откосник-планировщик, к — передние и задние лыжи для точной планировки грунта, л — отвальная приставка для работы от стенки, м — грузовые вилы, н — грузоподъемный крюк.
Бульдозер ДЗ-27С на базе Т-130.1.Г-1
1 – толкающий брус; 2 – нож; 3 – отвал; 4 – винтовой раскос; 5 – гидроцилиндр; 6 – трактор
Бульдозер ДЗ-42Г
1 — нож; 2 — отвал; 3 — козырек; 4 — кронштейн; 5 — гидроцилиндр подъема-опускания; б — базовый трактор; 7 — рычаг управления гидрораспределителем; 8 — поперечная балка с цапфами; 9 — толкающий брус. |
Таблица 1.2 Технические характеристики бульдозеров на тракторах тягового класса 3 и 4
Бульдозер ДЗ-101 А
1 — толкающий брус; 2 — отвал; 3 — гидрораскос; 4 — гидроцилиндр подъема-опускания; 5 — опора гидроцилиндров; б — базовый трактор Т-4АП2-С1. |
Бульдозеры тягового класса 10 выпускают на базе гусеничных тракторов Т-130МГ-1, его модернизированной модели Т-170 и ее модификации Т-170.01, Т-170.40 и Т-170.41.
Навесное оборудование
Универсальность данного трактора объясняется довольно большим количеством навесного оборудования, с которым машина могла принимать участие в работах того или иного вида. Навесное устройство трактора предусматривало установку следующих навесных агрегатов:
- Фронтальный бульдозерный отвал. Данное оборудование чаще всего являлось базовым, но его также можно было приобрести отдельно от машины. Этот отвал обладает довольно простой конструкцией, он способен лишь подниматься и опускаться, а изменений поворота, перекоса и прочих функций он не имеет. Проще говоря, это прямой отвал.
- Разнообразное плужное оборудование.
- Навесные культиваторы.
- Боронировочное оборудование.
- Корчеватели.
- Трубоукладчики.
Технические характеристики применяемых машин рекомендации по нормированию труда работников предприятий внешнего благоустройства (утв- приказом минстроя РФ от 06-12-94 13) (2019). Актуально в 2019 году
Таблица
БУЛЬДОЗЕРЫ И КАТКИ
Марка бульдозера, катка | Наименование показателя | ||||||||
длина отвала, м | высота отвала, м | управление | мощность, кВт (л.с.) | марка трактора | масса бульдозера, катка,т | рабочая скорость, км/час | ширина гусеницы, колеса, мм | количество колес, гусениц, шт. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Бульдозеры | |||||||||
ДЗ-29 (Д-535) | 2,56 | 0,8 | Гидравлическое | 56(75) | Т-74 | 6,37 | 2,4 | 390 | 2 |
ДЗ-42 (Д-606) | 2,56 | 0,82 | -« | 56(75) | ДТ-75 | 6,89 | 3,5 — 4 | 390 | 2 |
ДЗ-53 (Д-686) | 3,2 | 1,2 | Канатное | 79(108) | Т-100 | 13,23 | 2,4 — 3 | 500 | 2 |
ДЗ-54С (Д-687С) | 3,2 | 1,2 | Гидравлическое | 79(108) | Т-100 | 12,88 | 2,4 — 3 | 500 | 2 |
Д-259 | 4,15 | 1,1 | Канатное | 79(108) | Т-100 | 13,37 | 2,4 — 3 | 500 | 2 |
ДЗ-27С (Д-523С) | 3,2 | 1,3 | Гидравлическое | 118(160) | Т-130 | 16,91 | 2,4 — 2,8 | 700 | 2 |
ДЗ-110 | 3,2 | 1,3 | Гидравлическое | 118(160) | Т-130 | 16,91 | 2,4 — 2,8 | 700 | 2 |
ДЗ-9 (Д-275А) | 3,35 | 1,1 | Канатное | 132(180) | Т-180 | 17,28 | 3 — 3,4 | 700 | 2 |
ДЗ-35С (Д-575С) | 3,64 | 1,29 | Гидравлическое | 132(180) | Т-180 | 17,75 | 3 — 3,4 | 700 | 2 |
ДЗ-24 (Д-521) | 3,36 | 1,1 | -« | 132(180) | Т-180 | 16,31 | 3 — 3,4 | 700 | 2 |
ДЗ-24А (Д-521А) | 3,64 | 1,43 | Канатное | 132(180) | Т-180 | 17,21 | 3 — 3,4 | 700 | 2 |
Каток | |||||||||
КМ-305 (КУ-701) | 3,4 | 1,4 | Гидравлическое | 219(300) | КС — 701 | 23,5 | 3 — 5 | 700 | 4 |
Таблица
СКРЕПЕРЫ (ПРИЦЕПНЫЕ)
Наименование показателя | Единица измерения | Марка скреперов | |
ДЗ-30 (Д-541А) ДЗ-33(Д-569) | ДЗ-20(Д-498) ДЗ-20А | ||
Емкость ковша | куб. м | 3 | 7 |
Ширина захвата | м | 1,9 и 2,1 | 2,59 |
Глубина резания | -« | 0,2 | 0,3 |
Толщина отсыпаемого слоя | -« | 0,3 | 0,35 |
Мощность | кВт (л.с.) | 55(75) | 79(108) |
Масса скрепера | т | 2,75 | 7 |
Таблица
ЭКСКАВАТОРЫ С МЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ
Наименование показателя | Марка экскаватора | |||
ЭО-1621 (Э-153) | ЭО-3211 (Э-302) | ЭО-3311Г, (Э-302Г) ЭО-3111А (ЭО-303А) | Э-504 Э-506 | |
Емкость ковша с зубьями, куб. м | 0,15 | 0,3 | 0,4 | 0,5 |
Длина стрелы, м | 2,3 | 4,9 | 4,9 | 5,5 |
Наибольший радиус резания | 4,1 | 7,8 | 7,8 | 9,2 |
Наибольшая глубина копания: | ||||
— для траншей, м | 2,2 | 4 | 4 — 4,4 | 5,5 |
— для котлованов | 2,2 | 2,6 | 2,6 — 3 | 4 |
Радиус выгрузки в транспорт, м | 2,1 | 4,2 | 4,15 | 5,4 |
Высота выгрузки в транспорт, м | 1,7 | 2,25 | 2,7 — 3 | 1,7 |
Мощность, кВт (л.с.) | 27(37) | 28(38) | 37(50) | 59(80) |
Стандартная комплектация бульдозеров Т 35
Все бульдозеры типа Четра, Т 35, 3501 оснащены следующим оборудованием:
- сиденье с мягкой подушкой, регулируемое водителем;
- воздухоочиститель;
- вентилятор;
- звуковой сигнал;
- передний буксировочный крюк;
- защитное покрытие двигателя;
- гидравлический гусеничный механизм;
- сменные зубы;
- генератор энергии;
- запуск;
- электрический счетчик моточасов;
- глушитель, ручник, розетки, аккумулятор и другие стандартные устройства.
Помимо контрольно-измерительных приборов в кабине имеются индикаторы, позволяющие своевременно устранять технические неполадки в работе бульдозера. Список сигнальных кнопок:
- давление масла в двигателе;
- уровень охлаждения двигателя;
- зарядка батареи;
- состояние воздушных и масляных фильтров;
- температура масла;
- давление масла в коробке передач.
Типовой комплект землеройной техники в суровых условиях Крайнего Севера также комплектуется утеплителем кабины, теплым чехлом, подогревателем топлива и защитой радиатора.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЗ 18
Габаритные размеры без отвала:
- длина – 4200 мм;
- ширина – 2400 мм;
- высота – 3000 мм;
- клиренс – 331 мм.
Полная масса ДЗ 18 равняется 18300 кг, номинальное тяговое усилие – 100 кН.
В качестве стандартного бульдозерного оборудования применяется поворотный отвал, имеющий следующие параметры:
- ширина – 3970 мм;
- высота – 1000 мм;
- максимальный подъем над поверхностью – 1050 мм;
- максимальное заглубление в грунт – 250 мм;
- вместимость – 2,1 куб.м;
- угол резания – 50-60 градусов;
- угол установки – 63-90 градусов;
- средняя скорость подъема отвала – 0,4 м/сек.
Средний путь наполнения призмы составляет 4 м. Длительность набора грунта в призму зависит от категории грунта:
- 1 категория – до 4 сек;
- 2 категория – до 9 сек;
- 3 категория – до 14 сек.
Опыт эксплуатации бульдозера Б10М. Достоинства и недостатки
В эксплуатации бульдозер Б10М находится вот уже более 10 лет подряд. За все это время выявлены все его основные достоинства и недостатки. Количество положительных моментов в разы больше, чем минусов
Но именно недостаткам перед покупкой стоит уделить максимально пристальное внимание. К ним относятся сегодня следующие:
- двигатель типа Д-180 имеет несколько меньший ресурс работы относительно аналогичного ЯМЗ;
- для стабильной работы без критических поломок необходимо вовремя менять все расходные материалы;
- шланги системы гидравлики на сильном морозе теряют упругость и могут лопнуть – необходимо следить за их состоянием при работе в условиях Крайнего Севера.
Чаще всего возникают проблемы с сервоприводом бульдозера данного типа. Обычно в первую очередь начинает вытекать масло из под сальника штока. Причем в некоторых случаях замена сервопривода на новый не помогает. Решить подобного рода проблему возможно будет следующим образом:
- замена резинового кольца возле сальника штока сервопривода;
- иногда не совпадет диаметр нового сальника на штоке – более ранние модификации имели меньший габарит (проверить размер нутромером)
проверить давление в системе «обратки» — в случае наличия пены в масле забит сапун
Снятый с бульдозера сервопривод
Также часто возникают следующие проблемы при эксплуатации данного бульдозера:
- низкий уровень давления по причине утечки масла из системы гидравлики через сальники;
- в гидравлическую систему попадает по какой-то причине воздух;
- забивается фильтр гидробака – следствием этого может быть вздутие патрубков.
Большей части проблем можно будет избежать своевременной заменой фильтров, а также иных расходных материалов. К наиболее существенным достоинствам стоит отнести:
- простота эксплуатации и ремонта – запчасти можно приобрести как новые, так и на вторичном рынке;
- низкая стоимость ремонта и самого бульдозера;
- большое количество дополнительного, навесного оборудования;
- комфортабельность кабины водителя – она соответствует по своим параметрам всем действующим Европейским стандартам.
Характеристика бульдозеров
Количество
зубьев, шт. 4
16.
В сборнике приведена тарификация работ
в соответствии с ЕТКС работ и профессий
рабочих. Выпуск 3. Раздел «Строительные
монтажные и ремонтно-строительные
работы».
Нормами
предусмотрена подсыпка земляного
полотна и заниженных обочин грунтом из
боковых резервов с поперечным перемещением
его в заниженные места.
Нормами
и расценками настоящего параграфа
следует пользоваться только при
реконструкции земляного полотна
(уширение, подсыпка земляного полотна
и заниженных обочин).
1.
Приведение агрегата в рабочее положение.
2.
Разработка грунта с перемещением его.
3.
Разгрузка грунта с постепенным подъемом
отвала.
4.
Возвращение бульдозера порожняком с
опущенным отвалом.
Для
бульдозеров мощностью св. 73 кВт (100 л.с.)
Машинист
бульдозера 5 разр. — 1
Для
бульдозеров мощностью св. 73 кВт (100 л.с.)
Машинист
бульдозера 6 разр. — 1
Нормы
времени и расценки на 100 м3 грунта по обмеру в естественном состоянии
Марка | Марка | Высота | Расстояние | ||||||
трактора | бульдозера | насыпи, | до | добавлять | |||||
Группа | |||||||||
I | II | III | I | II | III | ||||
0,75 | 0,92 (0,92) ——— 0-83,7 | 1,1 (1,1) ——— 1-00 | 1,3 (1,3) ——— 1-18 | 0,36 (0,36) ———- 0-32,8 | 0,37 (0,37) ———- 0-33,7 | 0,43 (0,43) ———- 0-39,1 | 1 | ||
Т-75, | ДЗ-42 | 1 | 1,2 (1,2) ——— 1-09 | 1,4 (1,4) ——— 1-27 | 1,6 (1,6) ——— 1-46 | 0,47 (0,47) ———- 0-42,8 | 0,48 (0,48) ——— 0-43,7 | 0,53 (0,53) ——— 0-48,2 | 2 |
Т-75, | ДЗ-42 | 1,5 | 1,6 (1,6) ——— 1-46 | 1,8 (1,8) ——— 1-64 | 2,1 (2,1) ——— 1-91 | 0,63 (0,63) ———- 0-57,3 | 0,64 (0,64) ———- 0-58,2 | 0,72 (0,72) ———- 0-65,5 | 3 |
Т-100 | Д-259, | 0,75 | 0,49 (0,49) ——— 0-51,9 | 0,57 (0,57) ——— 0-60,4 | 0,65 (0,65) ——— 0-68,9 | 0,19 (0,19) ———- 0-20,1 | 0,2 (0,2) ———- 0-21,2 | 0,22 (0,22) ———- 0-23,3 | 4 |
1 | 0,61 (0,61) ——— 0-64,7 | 0,72 (0,72) ——— 0-76,3 | 0,82 (0,82) ——— 0-86,9 | 0,24 (0,24) ———- 0-25,4 | 0,26 (0,26) ——— 0-27,6 | 0,28 (0,28) ——— 0-29,7 | 5 | ||
1,5 | 0,82 (0,82) ——— 0-86,9 | 0,97 (0,97) ——— 1-03 | 1,0 (1,0) ——— 1-06 | 0,32 (0,32) ———- 0-33,9 | 0,33 (0,33) ———- 0-35 | 0,34 (0,34) ———- 0-36 | 6 | ||
2 | 0,98 (0,98) ——— 1-04 | 1,2 (1,2) ——— 1-27 | 1,3 (1,3) ——— 1-38 | 0,39 (0,39) ———- 0-41,3 | 0,4 (0,4) ———- 0-42,4 | 0,44 (0,44) ———- 0-46,6 | 7 | ||
а | б | в | г | д | е | № | |||
Примечания: | |||||||||
2. |
Бульдозер Б10М: история создания
Трактора типа Т-10 и Т-170, несмотря на свои выдающиеся рабочие характеристики и иные достоинства, являются морально устаревшими. Именно поэтому в определенный момент назрела необходимость в более мощном аналоге. Им стал бульдозер Б10М. Данная техника была разработана на Челябинском тракторном заводе – ЧТЗ.
Промышленный бульдозер Т-170 выпускался в годы 1988-2002 г.г. – также на ЧТЗ. На данный момент существует чуть менее сотни модификаций данного трактора. Несмотря на то, что выпускаться данная модель уже перестала, она все ещё продолжает использоваться. В первую очередь благодаря низкой цене, а также неприхотливости.
Неопытный глаз может перепутать Т-170 и бульдозер Б10М. Так как при создании более нового трактора было использовано шасси от Т-170. Но фактически на этом сходство заканчивается. Б10М оснащается более мощными двигателями, также он производительнее. Сразу после прекращения выпуска Т-170 с конвейера сошел первый Б10М.
Двигатель
Бульдозер ДЗ 18 получил 4-тактный дизельный бескомпрессорный агрегат Д-108, сделанный на базе силовой установки КДМ 100. Запуск основного двигателя осуществлялся с использованием вспомогательного мотора П-23, работающего на бензине и оборудованного электростартером. Для холодных областей предусматривалась схема холодного пуска агрегата.
Среди особенностей мотора значилась нераздельная камера сгорания, расположенная в поршне. Форсунки получили 5 распыляющих отверстий.
Характеристики двигателя Д-108:
- рабочий объем – 15,5 л;
- номинальная мощность – 108 л.с.;
- номинальная частота вращения – 1070 об/мин;
- количество цилиндров – 4 (вертикальное расположение);
- диаметр цилиндра – 145 мм;
- степень сжатия – 14;
- максимальный крутящий момент – 75 кГм;
- масса двигателя – 2100 кг.
Средний расход топлива составлял 175 г/л.с. в час. Емкость топливного бака – 235 л.
В настоящее время новый бульдозер ДЗ 18 приобрести не удастся – его производство завершилось довольно давно. Подержанных вариантов данной модели на отечественном рынке также немного. Техника в “удовлетворительном” состоянии обойдется в 350-700 тысяч рублей.
Заключение
Бульдозер Б10М за свою более чем десятилетнюю историю показал себя только с положительной стороны. Потому он пользуется большой популярностью. Стоимость зарубежных аналогов, за некоторыми исключениями, выше порой в 1.5-2 раза. Причем по производительности такие аналоги Б10М не превосходят. Но сложность ремонта и цена запасных частей выше в разы.
Трактор при надлежащем уходе покажет себя только с положительной стороны. Причем вне зависимости от того, какой двигатель используется в эксплуатируемой модификации
Важно лишь помнить, что при приобретении трактора с рук необходимо обратить внимание на все слабые места подобной техники. В первую очередь это касается гидравлической системы
https://youtube.com/watch?v=Mms4kaYkJwM
https://youtube.com/watch?v=t7vGJ_m6wEQ