ТОП-6 гусеничных бульдозеров Четра и их технические характеристики

Бульдозер Т170 ЧТЗ

Техника от Челябинского тракторного завода считается самой востребованной среди отечественных специальных машин. Модель Т170 выпускали с 1988 по 2002 год. За 14 лет механизаторы успели изучить все плюсы и минусы машины.

Принципы обслуживания этой модели прописаны в руководстве по ремонту бульдозера

Оно затрагивает диагностику и работу со всеми системами машины, но особое внимание механизаторы уделяют ремонту ходовой части. Слабое место у Т170 – фрикционные муфты сухого трения и гидравлика с ее неустойчивыми к перепаду температур шлангами

Благодаря тому, что эта модель разработана на базе проверенного временем трактора Т130, проблем с ремонтом не возникает. Всегда можно найти запчасти, а в инструкции пошагово прописаны этапы устранения неисправностей.

Линейка бульдозеров «Четра» и место модели Т-11 в ней

Машиностроительный завод ОАО «Промтрактор» в Чебоксарах – известный производитель, выпускающий гусеничные трактора моделей от Т-9 (мощность дизеля 150 л.с., масса машины 17-20 тонн) до Т-40 (мощность дизеля 590 л.с., вес трактора 65 тонн). Модель Т-9 с двигателем ЯМЗ-236-НБ-2 или Cummins по своим характеристикам и возможностям чуть меньше Т10М (Б10М) «ЧТЗ», а Т-40 «Четра» входит в семёрку самых мощных тракторов России.

К примеру, исполнение машины Т-11.02Я БР-1
– это бульдозер с вышеупомянутым российским дизелем, полусферическим отвалом (довольно большим: ёмкость отвала – 5,6 м 3) и рыхлителем с 1-м зубом (максимальное заглубление в почву – 640 мм).

Импортные разработчики и комплектующие

ОАО «Промтрактор» в разработке своих конструкций активно пользуется импортными узлами и комплектующими (европейскими и американскими): к примеру, трансмиссия разрабатывалась по заказу этого предприятия немецкой фирмой Sauer Danfoss. Бортовые передачи с тормозами, редуктор привода насосов к ней были разработаны конструкторским бюро ОАО «Промтрактор». Другие импортные узлы, помимо дизеля Cummins:

  • радиаторы AKG (Германия);
  • шестерённый масляный насос с косозубыми шестернями David Brown;
  • топливные фильтры дизеля Fleetguard с различными расширенными функциями относительно «обычных» фильтров;
  • гидравлика Bosch – Rexroth и т.п.

Возможности Т-11 и требования, предъявляемые к современному бульдозеру

Бульдозер Т-11 «Четра» может выполнять планировку площадок и трасс, разрабатывать грунты, выполнять землеройные работы, сооружать насыпи, перемещать строительные материалы, использоваться при лесозаготовительных операциях. Одной из основных функций бульдозера, как всегда, является разработка твёрдых грунтов кирковщиком (если грунты, к примеру, скальные – однозубым, для применения максимального усилия машины) и последующая выборка отработанной породы поворотным отвалом.

Можно сказать, что от современного бульдозера требуется:

  • наиболее эффективное использование массы машины при бульдозировании, что выражается в конструкции бульдозерного навесного инструмента, его длинноходовых цилиндров;
  • плавное переключение передач под нагрузкой, плавная регулировка усилия тяги в зависимости от встречаемого сопротивления тяге (за это отвечает гидромеханическая трансмиссия, которая присутствует на всех машинах «Четра», и её управление);
  • набор универсального бульдозерно-рыхлительного инструмента, дополнительно – прицепные устройства и лебёдки;
  • удобная эргономичная кабина с джойстиками, с максимальной площадью остекления для обзорности, но герметичная, с кондиционером, отопителем, с системой защиты ROPS – FOPS;
  • небольшое удельное давление гусениц на грунт;
  • ходовая часть (колёса, катки, гусеницы), которая требует не очень затратного по времени обслуживания.

Fiat-Allis FD50, 80 т

Fiat-Allis FD50 — в настоящее время эта модель считается усовершенствованной, а поступила в эксплуатацию в 1974 году. В разработке бульдозера участвовали не только американские, но и итальянские специалисты.

Бульдозер выполнен на высоком уровне с лучшими техническими характеристиками. В него был установлен особый двигатель, который имеет мощность около 600 литров.
Но, к сожалению, со временем из-за отсутствия финансов проект пришлось закрыть.

Последняя модель была выпущена в 1989 году, но даже несмотря на все это, машины до сих пор продолжают работать на многих строительных площадках.

Komatsu D65

Komatsu D65. Фото: go-rent.biz

Именно эта японская модель бульдозера является базой для Shantui SD16. При этом, эксплуатационная масса у бульдозера Komatsu больше на 3 тонны в зависимости от комплектации.

Бульдозер укомплектован фирменным силовым агрегатом SAA6D114 мощностью 211 л. с., автоматической коробкой передач и отвалом “Сигма”, режущим и перемещающим грунт центральной частью с минимальными потерями в боковых валиках.

Среди плюсов бульдозера Komatsu D65 — отменное качество сборки, надёжность при соответствующем уходе, отличная техническая поддержкаи, естественно, полный пакет удобств для оператора. Существенный минус — стоимость самой модели и расходных материалов.

ТРАКТОР В КОМПЛЕКТЕ С БУЛЬДОЗЕРНЫМ И РЫХЛИТЕЛЬНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

Узлы трансмиссии (кроме бортовых передач), моторные установки и кабина бульдозера ЧЕТРА Т9 практически полностью унифицированы с трактором ЧЕТРА Т11. Вес ЧЕТРА Т9 всего 16 800 кг, что открывает перед ним новые возможности. Машина является достаточно мобильной в использовании, особенно вдали от автомобильных дорог, железнодорожных путей и крупных аэропортов. Вес машины позволяет доставлять ее к месту работ вертолетом. Это преимущество должно оказать большую услугу геологоразведчикам, чья деятельность в основном связана как раз с такими условиями. Небольшой вес машины позволяет использовать ее на заболоченных участках и в других районах со слабыми грунтами. Небольшие габариты ЧЕТРА Т9 оценят дорожники и городские строители. Трактор легко перевозить в городских условиях на трейлерах и производить работы в стесненных городских условиях. ЧЕТРА Т9 оснащен прямым, с гидрофицированным поворотом, отвалом, с толкающими брусьями, расположенными между рамой трактора и гусеницами, имеет большую производительность. Трехточечная полужесткая подвеска с вынесенной осью качания тележек обеспечивает высокие тягово-сцепные свойства, уменьшение ударных нагрузок на ходовую систему, улучшение условий труда. Для работы в суровых климатических условиях Неоспоримые достоинства трактора в комплексе с примененными последними разработками конструкторов делают эту машину уникальной, не имеющей аналогов среди выпускаемых отечественными производителями. Среди последних новшеств — применение электрогидравлического управления коробкой передач и гидравлические джойстики управления навесным оборудованием. Бульдозер ЧЕТРА Т9 имеет большую производительность, благодаря использованию передовых конструкторских и технологических решений и может применяться в промышленном, нефтегазовом, гидротехническом, дорожном строительстве, горнодобывающей промышленности и городском строительстве для выполнения землеройных работ.

  • трёхточечная полужёсткая подвеска с вынесенной осью качания тележек обеспечивает высокие тягово-сцепные свойства, уменьшение ударных нагрузок на ходовую систему, улучшение условий труда;
  • использование экономичного дизеля:

— ЯМЗ-236 НБ2 (Ярославский моторный завод) эксплуатационной мощностью 114 кВт (155 л.с.) при 1800 об/мин;

— QSB6,7-С165 (CUMMINS, США) эксплуатационной мощностью 110 кВт (150 л.с) при 2000 об/мин

модульная конструкция всех узлов, систем промышленного трактора — трансмиссии, ходовой системы, рабочего оборудования, системы охлаждения, кабины и управления трактором обеспечивает упрощённое и удобное техническое обслуживание при проверке и дозаправке всех систем промышленного трактора, возможность снятия и установки узлов силовой передачи отдельными модулями, и последующего их ремонта в специально оборудованных для этого помещениях с проведением их испытаний до установки на машину.

Технические характеристики

Виды ремонтных работ

В зависимости от степени поломки и износа деталей различают три вида ремонта:

  1. Аварийный, который проводят при внезапной поломке техники.
  2. Плановый ремонт для обеспечения рабочего состояния бульдозера и продления его срока эксплуатации. Он предполагает гарантийную замену деталей для поддержания рабочего состояния машины. При плановом ремонте частично разбирают основные узлы, проводят диагностику их состояния, проверяют смазку. Эти мероприятия включают также профилактику электрооборудования и топливной системы.
  3. Капитальный ремонт и обслуживание бульдозеров – восстановление полного ресурса техники, замена мелких и основных ее деталей. Проводится при полной разборке машины с последующим испытанием замененных единиц на стендах. После сборки бульдозер проверяют сначала на холостом ходу, а затем под нагрузкой. И только после этого исправленную технику допускают к использованию.

Гидравлическая система

Раздельно-агрегатная гидравлическая система ЧЕТРА Т-11.01, Т-11.02 включает в себя:

  • шестеренчатый насос S1A6097 фирмы «David Brown» производительностью 163 л/мин при 1800 об/мин двигателя
  • четырехсекционный распределитель фирмы «Bosch Rexroth», состоящий из одной клапанной и трех рабочих секций
  • максимальное давление срабатывания предохранительного клапана — 20 МПа (200 кгс/см²)
  • емкость гидробака (бак сварной, приспособленный для механической очистки внутренних поверхностей) — 85 л
Секции золотниковПоложение золотников распределителяЧисло цилиндровДиаметр цилиндра, мм
Подъем отвалаподъем, нейтраль (удержание), опускание, плавающее2100
Перекос отвалавправо, нейтраль, влево1140
Подъем рыхлителяподъем, нейтраль, опускание2100

Коробка передач

Планетарная коробка передач бульдозера Т 11 переключаемая под нагрузкой, с муфтами диаметра 345 мм, работающими в масле и обладающими высокой способностью передачи крутящего момента, обеспечивающая три передачи переднего и три передачи заднего хода. Коробка передач объединена с согласующим редуктором и главной передачей в единый силовой блок, который установлен в расточку заднего моста. Трех- элементный, одноступенчатый гидротрансформатор с активным диаметром 390 мм, максимальным коэффициентом трансформации Ко =2,539 с редуктором привода насосов, соединяется с коробкой передач шлицевой муфтой, устанавливается на передней стенке заднего моста. Гидротрансформатор соединяется с двигателем через карданную передачу и упругую муфту, установленную на двигателе.

Технические характеристики КПП

ПередачаПередний ходЗадний ход
13.75.0
26.89.0
311.014.4

Тяговое усилие зависит от веса бульдозера и силы сцепления.

Технические характеристики бульдозера Четра Т-11

Бульдозер Т-11 создавался для работы во всех климатических зонах, машина прекрасно себя чувствует как при -50 на северах, так и в южных широтах при температуре до +50. Ремонтопригодность и простота в обслуживании обеспечивается модульным устройством узлов и деталей трактора. Каждый модуль можно отдельно демонтировать и транспортировать в ремонтный цех, оставив на месте многотонную машину.

Трактор разрабатывался вместе с германским концерном «Зауэр Данфосс» с учетом современных требований, поэтому Т-11 включает в себя узлы и агрегаты отечественного и зарубежного производства.

 Рассмотрим бульдозер более подробно.

Габариты и масса трактора:

  • Длинна – 6588 мм;
  • Ширина – 3854 мм;
  • Высота – 3412 мм;
  • База – 2616 мм;
  • Масса с рыхлителем, отвалом и ДВС, ЯМЗ/Cummins – 20785/19975 кг.

Двигатель бульдозера Четра Т-11

ЧЕТРА Т-11 комплектуется дизелями двух различных марок:

  • Отечественным ЯМЗ-236НД2;
  • Американцем Cummins QSB6,7-C204.

Ярославский моторный завод предоставил V-образный, четырехтактный, шестицилиндровый, дизель с жидкостным охлаждением. При объеме двигателя немногим больше 11-и литров, мощность его составила 136 (185) кВт (л.с.), при оборотах двигателя 1900 об/мин. Цилиндры диаметром 130 мм, а ход поршня 140 мм. Крутящий момент выдаваемый при оборотах двигателя 1200-1400 об/мин, приблизительно 883 Нм.

Американские машиностроители поставляют шестицилиндровый, четырехтактный, рядный агрегат с наддувом и жидкостным охлаждением. Благодаря наддуву и другим конструктивным особенностям, с объема в 6,7 литра удалось снять 137,5 (187) кВт(л.с.) при максимальных 2000 об/мин. Соотношение диаметра цилиндра и хода поршня составляют 102/136,4 мм. Крутящий момент при номинальных оборотах двигателя 1500 об/мин, около 938 Нм.

Американский дизель немного превосходит по характеристикам своего Ярославского собрата, так же считается более надежным и экономичным. Однако ЯМЗ гораздо проще в обслуживании и ремонт его на порядок дешевле, кроме этого Ярославские дизеля прошли не однократную проверку севером и при этом получали по большей части положительные отзывы. Поэтому однозначный ответ какой двигатель лучше, дать непросто, главное, что есть выбор.

Коробка передач бульдозера Четра Т-11

Коробка переключения передач на бульдозере Т-11 планетарного типа и возможностью переключения передач под нагрузкой. Муфты работают в масле и отличаются способностью передавать высокие значения крутящего момента.

Обеспечивает трактору три скорости вперед и столько же назад, скорость передвижения при этом составляет от 3,7 до 11 км/ч вперед и назад от 5 до 14,4. Коробка вместе с главной передачей и согласующим редуктором образует единый модуль, устанавленный в специальную расточку заднего моста.

Бульдозер Четра Т 11

Этот бульдозер является достойным аналогом западных тракторов с похожими техническими характеристиками при более низкой стоимости. Гидростатическая трансмиссия является одним из преимуществ. Масса бульдозера составляет максимум 22т., мощность двигателя равна 185/187 л.с. Способен одинаково эффективно работать в крайне холодных и жарких климатических условиях. Диапазон температуры окружающей среды, в котором может эксплуатироваться бульдозер т 11, варьируется от -50° до +50° по Цельсию.

Также, как и импортные бульдозеры, Т11 оснащен модульными конструкциями, что дает возможность быстро проводить техобслуживание по потребности или заменять их. Трансмиссия трактора разработана и изготовлена немецким производителем и состоит из двух гидронасосов, двух гидромоторов, контроллера управления и джойстика.

Бульдозеры Cat®

Cat D3K2

Гусеничный бульдозер Cat D3K2 предназначен для выполнения различных видов землеройных работ. Он может производить послойное копание и перемещение грунта, горные разработки, планировку территории при обустройстве зеленых зон и т. п.

Модель D3K2 отличается расширенными возможностями. Набор новых функций включает в себя индикацию уклона, автоматическую установку отвала при работе на склонах, регулирование тяги и ряд других. Бульдозер оснащен системой AccuGrade, которая позволяет оператору резать и засыпать грунт с высокой точностью без дополнительных измерений на местности.

Дизельный двигатель Cat С4.4 ACERT соответствует требованиям Tier 3 по содержанию загрязнений в выхлопных газах. Частота вращения коленвала может настраиваться в соответствии с условиями работы, благодаря чему расход топлива снижается почти на 25 %.

Cat D5R2

Модель D5R2 предназначена для выполнения земляных работ в сложных условиях. Бульдозер имеет приподнятое ведущее колесо, благодаря чему машина обладает повышенной устойчивостью на пересеченной местности. Установленная система VPAT позволяет регулировать углы наклона и поворота отвала, обеспечивая высокую точность перемещения грунта. Электронная коробка передач имеет 3 + 3 скорости, которые опционально могут быть увеличены до 5 + 4. Дифференциальное управление позволяет быстро и точно выполнять поворот даже при наибольшей нагрузке на отвал.

Для выбора направления установлен рычаг «одноходового» управления. Предусмотрена автоматическая настройка рабочих параметров. Кабина имеет повышенную обзорность и встроенную защиту при опрокидывании (ROPS).

Благодаря высокой маневренности и точности перемещения грунта бульдозер Cat D5R2 может применяться на ограниченной площади или при расчистке территории.

Cat D7R

Гусеничный бульдозер Cat D7R оснащен приподнятым ведущим колесом, обеспечивающим хорошую тягу и устойчивость, в том числе на сложных участках. Встроенные электронные системы (AccuGrad) повышают точность выполнения земляных работ, не требуя дополнительных меток на местности. Дифференциальное управление позволяет бульдозеру быстро разворачиваться, даже при большой нагрузке на отвал.

На дисплей (Caterpillar Monitoring System) выводятся текущие параметры и рабочие данные. Все указатели приборной панели хорошо различимы даже при ярком солнечном свете. Благодаря системе контроля и трем уровням предупреждения оператор имеет всю информацию о текущем состоянии техники, не отвлекаясь от выполняемой работы.

Бульдозер оснащен кабиной с избыточным давлением, установленной на демпфирующих опорах. Большие окна обеспечивают хороший обзор. Для удобства оператора сиденье развернуто направо на 15о.

Cat D9T

Модель D9T предназначается для работы в тяжелых условиях. Мощный фирменный двигатель Cat 3408C позволяет выполнять все операции, в том числе рыхление плотного или слежавшегося грунта. Объема полного топливного бака хватает на работу без остановок в течение всего рабочего дня.

Для удобства обслуживания основные узлы бульдозера имеют модульную конструкцию и могут легко сниматься при ремонте или осмотре. Диагностика машины выполняется с помощью системы Cat Electronic Technician.

Причины неисправностей

Отказы и изменения технического состояния основных узлов делятся на три вида:

  • конструктивные;
  • эксплуатационные;
  • технологические.

Поломки могут быть внезапными, постоянными и релаксационными. Они возникают самостоятельно или являются следствием неисправностей соседнего узла.

Чаще всего причиной преждевременного износа и поломки частей ходовой становятся сложные условия, в которых приходится эксплуатировать машину.

  1. Бульдозеры используют для резки и толкания грунта. Частая смена режимов влияет на работу ходовой части.
  2. Неравномерные характеристики грунта приводят к абразивному износу узлов машины. Деталям приходится взаимодействовать с горными породами, функционировать в условиях заболоченной местности. Абразивная среда – причина пластической деформации и сколов металла.
  3. Перепад температур и влажности негативно влияют на состояние смазочных материалов.
  4. Эксплуатация в запыленных условиях – причина повышенного износа соединительных элементов.

Комплектация кабины

Кабина бульдозера Четра Т-11 внутри

Кабина бульдозера Четра Т-11 имеет только одно место для оператора. В ней установлено двойное остекление, есть система отопления и вентиляции. При желании можно установить систему кондиционирования. Обивка кабины не пропускает громкие звуки, а кресло оснащено резиновыми амортизаторами, что гарантирует снижение вибрации сидения. Его можно настроить под оператора с учетом его веса и роста.

Большим плюсом для оператора является хороший обзор на оборудование бульдозера и выполняемые им функции.

Педаль газа можно зафиксировать в нужном положении, чтобы обеспечить необходимое количество оборотов двигателя.

Один рычаг позволяет переключать скорости, а также двигать спецтехнику вперед и назад. По левой стороне находятся 2 небольших рычага, позволяющих управлять бортовыми фрикционами. Выделены рычаги для управления навесным оборудованием. Все элементы для управления спецтехникой расположены так, чтобы машинисту было удобно ими пользоваться.

Назначение бульдозеров

Бульдозер представляет собой самоходную землеройно-транспортную машину, предназначенную в основном для срезания планировки и перемещения на расстояние до 150 м грунтов и материалов.

Состоит бульдозер из базового трактора или тягача, впереди которого в поперечной плоскости навешен рабочий орган – отвал.

Бульдозер – это машина цикличного действия: сначала осуществляется рабочий ход (разработка и перемещение грунта, засыпка траншей, срезка кустарника и т.п.), затем холостой ход (возвращение в исходное положение), после чего цикл повторяется.

При установке на бульдозер в задней части трактора рыхлителя получают бульдозер-рыхлитель. Бульдозеры-рыхлители разрабатывают грунты более высокой прочности и смерзшиеся материалы после их предварительного рыхления.

Виды бульдозеров

По назначению. Данный критерий определяет возможность использования бульдозеров для тех или иных видов работ. Техника бывает:

  • общего назначения – предназначена для землеройно-планировочных и строительных задач;
  • специализированной – такие бульдозеры используются в подземных или подводных разработках.

По типу климатического исполнения. Эта особенность обозначает возможность эксплуатации машин в определенных климатических зонах. Бульдозеры могут иметь нестандартное исполнение:

  • с адаптацией для работы в условиях низких температур (до -50 градусов);
  • с адаптацией к тропическому климату (температура до +45 градусов и повышенное количество осадков).

По ходовой части. Тип шасси определяет способность перемещения техники по разным видам покрытия. Современный бульдозер может иметь такую подвижную базу:

гусеничную – эффективна для эксплуатации в условиях бездорожья;

колесную – подходит для частого перемещения по дорогам общего назначения.

По типу отвала. Щит, основной рабочий орган бульдозера, может иметь разную конструкцию и подвижность. В зависимости от модели техника оснащается отвалами следующих типов:

  • неповоротный – установлен перпендикулярно и перемещается вверх/вниз;
  • поворотный – монтируется под углом в горизонтальной или вертикальной плоскости;
  • универсальный – состоит из двух половин, совершает повороты в разных расправлениях.

По механизму подъемного привода. Эта особенность определяет маневренность рабочего органа бульдозера (поворот, опускание, перекос, наклон). Подъемный механизм может быть:

  • гидравлическим – состоит из гидроцилиндров;
  • электромеханическим – имеет комбинированную конфигурацию;
  • механическим – включает лебедку и систему канатных блоков.

Типы бульдозеров

Этот вид спецтехники классифицируют по нескольким параметрам.

  1. По назначению: общая и специальная. Первую используют для землеройно-планировочных и строительных работ. Вторую – для подземных и подводных разработок.
  2. По типу ходовой: гусеничная, используемая в условиях бездорожья, и колесная для более легких дорожных условий.
  3. По конструкции рабочего оборудования: с неповоротным отвалом, установленным перпендикулярно оси машины с возможностью небольшого покачивания в поперечной плоскости. С поворотным отвалом, угол которого меняется в обе стороны от нулевого положения. Универсальная с шарнирно-сочлененным отвалом. Погрузчики.
  4. По механизму подъемного привода: гидравлическая, электромеханическая и механическая.

Т9

Самый легкий бульдозер в производственной программе Четра. Конструктивно аналогичен старшим моделям, в частности Т11, с которой унифицирован по многим узлам. Т9 выпускается в нескольких модификациях, так, Т9М предназначен для работы, например, на заболоченных участках, т.к. низкое давление на грунт обеспечит отличную проходимость.

Фото бульдозера Четра Т9:

Еще одна модификация, Т9Т, предназначена для работы по очистке площадей от кустарника, мелколесья, прокладке дорог, осушения местности, а также при лесных пожарах. Для этого бульдозер защищен навесным каркасом, предохраняющим остекление, гидравлические и прочие узлы и агрегаты, кабину от падающих мелких деревьев, ударов ветками и т.п. Конструктивно, Т9Т не отличается от прочих модификаций, основное отличие только в каркасе безопасности, который может быть установлен самостоятельно на имеющийся в хозяйстве бульдозер Т9.
Технические характеристики модели в таблице:

МодификацияТ9Т9МТ9Т
ДвигательЯМЗ-236-НБ-2/Cummins QSB6,7 — C165/Sisu Diesel 74 CTA-2V
Мощность, л.с. (кВт)150(110)/150(110)/150(110)
Крутящий момент, Нм736/800/-736/800/800736/800/-
ТрансмиссияГидромеханическая, «Промтрактор»
Гидронасосс S1F5070, «David Brown»
Производительность гидронасоса, л/мин120
Тип отвалаSUSSU
Емкость отвала, м34,283,264,28
Высота подъема, мм100011001000
Глубина копания, мм500400500
Размеры отвала (ДхВ), мм3160х12734185х10613160х1273
База, мм247029452470
Кол-во опорных катков676
Ширина гусениц, мм560910
Давление на грунт, кгс/см20,6070,37
Размеры (ДхШхВ), мм6434х3160х3100
Масса, кг17920/16740/-17920/16740/1987516950/17720/-
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий